Перегородчатая эмаль: что это такое, виды ювелирной техники, имитации

Старинные секреты мастеров ювелирного дела возрождаются и становятся необыкновенно популярными в современном мире. Но есть особые техники, которые не претерпели изменений тысячелетиями, к такой технике относится перегородчатая эмаль, мастера создают уникальные предметы быта, эксклюзивные украшения и отдают часть секрета в масс маркет. Поэтому сегодня украшение с перегородчатой эмалью может позволить себе каждый.

Что такое перегородчатая эмаль

Суть этой техники заключается в следующем: тонкая проволока используется для создания узора на пластине (чаще всего серебряной или золотой). Провод действует как делитель. Чем точнее будет проведена линия проволокой, тем чище будет эффект.Перегородчатая эмаль Что это за техника

Промежутки в узоре (окна), созданные проволокой, заполняются жидким, легкоплавким стеклом. Затем заготовка проходит «доводку» в муфельной печи.

Процесс нагрева повторяется много раз, пока покрытие не станет достаточно твердым.

Техника горячей перегородчатой эмали

Горячая эмаль обжигается много раз. Размягчаясь, кремнеземный порошок оседает, хотя изначально он заполнял ячейки состава до краев. Мастера вынимают изделия, дают им остыть, посыпают их порошком и возвращают в печь.

В результате слой перегородчатой ткани и слой стекла должны быть одинаковыми. Если после выпечки имеются отклонения, украшения шлифуют. Легко представить себе обработку миниатюрных кулонов, браслетов.

Однако исторические перегородчатые эмали из Китая в основном имеют крупные формы. Они были заказаны императорским двором, в частности, царицей Цзинтай, которая взошла на престол в 1450 году. Представляете, как кропотливо и долго шлифовалась перегородчатая эмаль на метровые вазы?Перегородчатая эмаль Что это за техника

Техника перегородчатой эмали в принципе не может быть механизирована. Шлифовка, вытягивание матрицы, пайка и заливка порошка производится вручную. И в 21 веке это делается мастерами вручную, как это было в период Цзиньтай.

Китайская перегородчатая эмаль Дзинтай

Эмаль, названная в ее честь, отличается насыщенными оттенками лазури и золота. Синие оттенки были получены путем измельчения минералов, особенно азурита. Традиция, опять же, остается неизменной. Смешивая порошки бесцветных камней с бесцветным кварцем, ювелиры добиваются естественных, насыщенных, уникальных цветов.

Прозрачная кварцевая эмаль — основа грузинской техники клуазоне, китайской, японской и других.Перегородчатая эмаль Что это за техника

Толщина перегородчатой эмали редко превышает миллиметр. Обычно толщина контуров рисунков составляет доли миллиметра. Тонкие нити металла напоминают паутину. Рисунок невесомый, но сильный и красивый. Между прочим, припои для перегородок должны быть огнеупорными. В противном случае рисунок разойдется по швам в духовке.

Холодная техника перегородчатой эмали

Стекло не всегда является прочным. Заполнение горячей глазурью дает похвальную твердость 7-8 по шкале Мооса. Но существует также техника холодной заливки. Используются жидкие полимеры.

В действительности это пластмассы. Они немедленно заполняют ячейки. Сам материал подвержен повреждениям, к тому же отсутствует многослойность. В результате холодная эмаль легко царапается и восприимчива к бытовой химии. Степень пропекания продуктов также неполноценна. Для затвердевания эмали требуется всего 450 градусов Цельсия.

Холодная эмаль часто используется для обновления классических украшений, чтобы немного продлить их жизнь. Ремонт по горячей технологии стоит столько же, сколько и новое изделие, и выполняется всего несколькими мастерами.09

Перегородчатая эмаль в искусстве

Искусство перегородчатой эмали довольно древнее и существует уже сотни лет, оно было распространено по всему миру и развивалось параллельно.

Древняя Русь

На территории Киевской Руси мастера освоили множество вариантов техник металлообработки и ювелирного дела. В частности, техника перегородчатой эмали появилась уже в 11 веке в Киеве. Буквально в течение одного столетия это искусство достигло вершины своего развития. Эта техника пришла в Киев из Византии, но со временем мастера превратили ее в нечто совершенно оригинальное.

Так, например, в качестве элементов в технике перегородчатой эмали среди работ российских мастеров можно встретить лики святых, русалок на древе жизни и другие уникальные сюжеты. В России таким способом украшали изделия из золота, и процесс считался очень простым.Перегородчатая эмаль Что это за техника

В древности роль перегородок выполняли тончайшие золотые нити, которыми ювелиры оплетали узоры вокруг заранее подготовленных полостей. Каждая полость заполнялась глазурью разного цвета, а затем обжигалась.

Китайская перегородчатая эмаль

Китайская техника перегородчатой эмали существенно отличается от аналогичных видов искусства в других странах. В этом случае мастера не используют драгоценные камни при изготовлении украшений, а вручную делают такие тонкие узоры, которые не всегда может повторить современная высокоточная печать. Большое внимание также уделяется взаимосвязи между литьем и дизайном. Лапы сказочных животных, например, становятся ручками вазы.

Техника китайской перегородчатой эмали используется и сегодня, но при этом заботятся о сохранении старых традиций. Например, драгоценные камни до сих пор практически не используются в производственном процессе.Перегородчатая эмаль Что это за техника

Япония

В Японию техника перегородчатой росписи пришла из Китай примерно в начале XVI века; в этой стране она называлась сиппо. Помимо перегородчатой эмали, эта техника использовалась в трех других формах эмалевого декора: гравированной, расписной и чеканной.

На заре искусства цветовая палитра на японских предметах была ограничена приглушенными оттенками, но с четким рисунком геометрических форм.Перегородчатая эмаль Что это за техника

Но в середине 19 века были получены более яркие эмали, и техника фактически достигла своего рассвета. Изделия были довольно маленькими, с разнообразными точными рисунками, содержащими ссылки на различные японские символы, такие как драконы, орнаменты, фениксы и многое другое. Сама эмаль часто покрывалась тончайшей золотой фольгой, которая придавала нанесенной эмали дополнительный блеск.

Типы эмали

Одним из самых красивых видов перегородчатой эмали является витраж. Он появился в Италии в 16 веке, а в Россию попал в 19 веке. Но Техника перегородчатой эмали, в отличие от витражей, уже использовалась в России на протяжении нескольких веков.

Эмали классифицируются по различным критериям, включая их оптические свойства. Различают прозрачные, непрозрачные и радужные (полупрозрачные) сорта.

В целом, конкретный тип эмали получается в зависимости от пропорций основных ингредиентов, используемых при ее производстве. Даже сегодня рецепты часто выбираются экспериментально. В готовые растворы часто добавляют различные красители или пигменты. Существует также несколько основных типов: желтый, красный, коричневый, синий, зеленый и черный. Конечный цвет зависит от того, какой краситель и в какой концентрации был использован для производства материала.6

Использование перегородчатой эмали

О месте техники в церквях уже говорилось. Несомненно, японская перегородчатая, китайская или кельтская эмаль также использовалась и используется в серьгах, ожерельях, брошах и браслетах. Упоминаются эмалевые узоры в реликвиях, вазах и витражах.

Но на самом деле перегородчатую эмаль можно использовать где угодно. Создаются столешницы с узором в виде сот, картины и двери шкафов. Мастера перегородчатой эмали берут за такие работы десятки тысяч долларов.

Имитация перегородчатой эмали

Чтобы бюджетно воссоздать красоту этой техники, можно использовать имитацию перегородчатой эмали. Для этого используется акриловый гессо и контурная роспись по стеклу и металлу. Мастера рекомендуют контуры Pebeo.

Он лучше, чем другие. Масса, выдавленная из трубки, служит перегородкой. Вот почему так важна высота контура. Грунтовка заполнит ячейки после затвердевания. Верхний слой грунтовки покрывается лаком. Она окрашена, имитируя эмаль. Краски похожи на эмаль, потому что они глянцевые и непрозрачные.

Специальный воск поможет вам создать эффект патины, который искусственно состарит вашу композицию.Перегородчатая эмаль Что это за техника

Акриловая основа тщательно шлифуется для выравнивания основы и контурной глазури. Основа может быть изготовлена из металла, дерева, стекла или пластика.

Техника перегородчатой эмали

Процесс изготовления одного предмета с перегородчатой эмалью очень сложный и трудоемкий, требующий не менее 30 операций:

Сначала создается медная основа, которая определяет будущую форму предмета, будь то ваза, шкатулка, тарелка, чашка или что-то другое.

Затем на поверхности формы создаются узоры с помощью тончайшей медной проволоки, толщина которой меньше толщины человеческого волоса. Этот этап процесса требует большого мастерства и внимания.

После того как рисунок сделан, промежутки между ними заполняются разноцветной эмалью.

Затем заготовка отправляется в печь для обжига. Для придания дополнительной прочности изделие проходит 4-5-кратную термическую обработку при температуре 800-900 градусов.

Затем остывший предмет полируется, а отдельные части покрываются золотом или серебром, обычно по краям.Перегородчатая эмаль Что это за техника

Именно так китайские мастера добились ослепительного и уникального внешнего вида своей продукции. В результате получается яркий, красочный и долговечный продукт, способный выдержать испытание временем и достойно украсить даже императорские покои (как это делали императоры династий Мин и Цин).

Интересно! Перегородчатые изделия предназначались в первую очередь для убранства храмов и дворцов, поскольку считалось, что там их яркий блеск более уместен, чем в сдержанной обстановке, например, в доме ученого.

Это мнение выразил Цао Чжао (или Цао Миньчжун) в своем знаменитом «Руководстве по изучению древностей» (Gegu Yaolun) в 1388 году, который считал, что перегородчатая эмаль больше подходит для дамских комнат. Однако во время правления императора Хуан Ди перегородчатая гравюра стала очень популярной при дворе.Перегородчатая эмаль Что это за техника

Ювелирные изделия с перегородчатой горячей эмалью

Самой элегантной техникой горячей эмали является горячая технология. Сначала с помощью тонкой проволоки на медной, серебряной или золотой пластине создается узор. Проволоки служат перегородками, между которыми заливается цветная глазурь.

В старину эта ювелирная техника использовалась вместо драгоценных камней. В Индии существуют украшения минанкари, в которых перегородчатая эмаль сочетается с драгоценными камнями. Индийцы также добавляют туда металлические украшения или тиснение.

Китайское перегородчатое дерево представляет собой узор. На этом узорчатом гипсе можно увидеть различные изображения! Здесь есть волшебные животные, цветы, лепестки, гроздья винограда и декоративные узоры. Многие люди пользуются эмалированными напольными вазами из Китай!

Техника перегородки относится к витражной эмали. Принципы работы этих двух эмалей очень похожи. Промежутки в проволочном орнаменте заполняются мокрой эмалью. Затем работа высушивается и обжигается. Для получения полихромного рисунка каждый оттенок глазури обжигается отдельно в муфельной печи. Полученная в результате плавленая эмаль напоминает стекло.Перегородчатая эмаль Что это за техника

Единственное отличие витражной техники от перегородчатой заключается в том, что первая имеет структуру, которая становится прозрачной под воздействием света. Перегородчатая эмаль имеет металлическую основу, поэтому она не является полупрозрачной.

Рельефная эмалировка

Шамплеве — самая старая и простая из эмалей. При этом в металле делаются углубления. Сама глазурь легко наносится. Из него делают красочные гравюры, а также прекрасные картины из чередующихся металла и эмали.

В качестве основного металла чаще всего используется медь, так как она мягкая и в ней легко делать надрезы. Их глубина может варьироваться в зависимости от насыщенности этого цвета. Для бижутерии используются заготовки, уже отштампованные с углублениями, в которые заливается только эмаль разных оттенков.

Прозрачная или колотая эмаль

Такие глазури используются в ювелирных изделиях с драгоценными металлами. Это может быть золото, платина, серебро. Покрытый прозрачной эмалью, такой металл будет просвечивать и будет очень ярким. Цвета изделия будут очень насыщенными. Металл под прозрачной эмалью не тускнеет и защищен от механических повреждений.Перегородчатая эмаль Что это за техника

Современные украшения из перегородчатой эмали

Многие считают, что украшения известного австрийского бренда Frey Wille — это тоже перегородчатая горячая эмаль. Это не так. Frey Wille работает в технике окрашенной эмали (той же, что и знаменитые ростовские финифтяники), а это значит, что в украшениях бренда нет никаких «перегородок».

Чтобы не потеряться в выборе и не быть введенным в заблуждение иногда вполне добросовестно ошибающимися консультантами в магазинах, имеет смысл, хотя бы на базовом уровне, научиться различать перегородчатую эмаль. Базовыми признаками этой техники являются:

  1. Изящный узор, заполненный эмалью.
  2. Тонкая проволока, образующая узор и видимая целиком, от начала до конца, безошибочно определяется (если увеличить фотографию).
  3. Цена намного выше, чем на «обычные» эмалированные изделия.

Ювелирные изделия и ремесла

Следует отметить, что повлиять на процессы, происходящие в эмали при воздействии тепла, невозможно, что приводит к оригинальности и неповторимости каждого изделия. Практически невозможно добиться одного и того же эффекта дважды, поэтому каждое изделие, выполненное в этой технике, уникально.

Карьерная эмаль

Перегородчатая эмаль — не единственная техника эмалирования в декоративно-прикладном искусстве. Наряду с ней широко используется так называемая карьерная эмаль. Она отличается от блочной эмали тем, что эмалевая масса заполняется не в ячейках, образованных спаянными перегородками, а в специально сделанных полостях, форма которых соответствует линиям рисунка. В современном ювелирном производстве для этой цели обычно используются штампованные или литые детали. В этой же отрасли имитация перегородчатой эмали используется и в ювелирном производстве.76

Финифть

Миниатюры на эмали (это художественная техника эмалирования, в которой используется техника станковой живописи мазками кисти. Первая копия картины (высветление) выполнена на белом эмалевом фоне медной пластины. После грунтовки пластина сушится, обжигается в муфельной печи при температуре 800 градусов и снова окрашивается. Эмальер повторяет этот процесс много раз, чтобы добиться максимальной изысканности цветов и деталей картины.

Эмалевая роспись

Расписная эмаль (роспись) — На лицевой стороне эмали нанесите контур изображения и его детали, такие как лицо, волосы и складки одежды. Метод переноса рисунка с бумаги, известный как припудривание, также используется для нанесения контура картины. Поскольку эмаль наносится на локальные фрагменты, каждый обжиг производится 10-15 раз, с учетом различных точек плавления используемых эмалей.Перегородчатая эмаль Что это за техника

Филигрань

Филигранная эмаль — это нанесение цветочного или геометрического узора на металлическую поверхность путем сгибания металлической проволоки для формирования сетки. Каждая ячейка заполнена до краев эмалью разного цвета, которая оседает после обжига и появляется под филигранным орнаментом. Поэтому филигранная эмаль не полируется. Отсутствие полировки и эмаль, лежащая ниже краев филигранных чашелистиков, являются основными отличиями техники филигранной эмали.Перегородчатая эмаль Что это за техника

  1. Рельефная эмаль — это глубокий надрез (выемка) на металлической пластине с фабульным или орнаментальным изображением. Углубления заполняются прозрачной или непрозрачной эмалью и обжигаются. В технике эмалирования шамплеве используются различные приемы для достижения эффекта тонкого искусства.
  2. Гравированная эмаль (резная эмаль) — это разновидность техники полой эмали.
  3. Эмаль на гильошированном фоне — это разновидность техники гравировки по эмали. Однако гравировка выполняется механически, с помощью специального станка. В технике гильошированной эмали используются только прозрачные эмали с широчайшей цветовой гаммой.
  4. Литая эмаль: изображение создается путем отливки вместе с металлической пластиной. Затем полость в пластине заполняется эмалью.
  5. Рельефная эмалировка — это техника, используемая в художественной эмалировке в высоком рельефе, когда эмалевое покрытие повторяет форму металлического рельефа, действуя подобно глазури.

Ростовская эмаль

Самый известный в России вид художественной эмали. Ростовская эмаль имеет характерные только для нее историю и художественные особенности.54

Великоустюжская эмаль

Велико Устюг был одним из главных центров русского эмальерного искусства на Русском Севере, самым ранним известным памятником великоустюгского эмальерного искусства является рама для иконы «Святые Прокоп и Иоанн Устюжские», датируемая 1679 годом.

Сольвычегодская эмаль

Название эмали — «Усольское дело». Усольские эмали можно четко отличить от изделий других русских художественных центров конца XVII века. Белый фон покрывает почти всю поверхность работы, а особая техника тонкой штриховки напоминает гравюру на дереве.Перегородчатая эмаль Что это за техника

Эмаль Фаберже

Всемирно известная ювелирная компания Карла Фаберже умело использовала различные виды художественных эмалей в своих творениях. Особое место в компании знаменитых Фаберже занимали живописные эмалевые миниатюры (финифти), которые были вершиной эмалевого искусства в табели о рангах и с самого начала ценились в золоте.

Свияжская эмаль

Этот вид эмали был возрожден в 2011 году в городе Свияжске, в мастерской Рашита и Чингиза Сафиуллиных.7777

Эффект витража

Перегородчатая эмаль также имеет другой тип. Это известно как витраж или оконная эмаль. Эта техника характеризуется тем, что в ней не используется металлическая подложка. Он называется так потому, что используется для изготовления изделий, напоминающих витражи. Они абсолютно прозрачны, и свет, проходящий через стекловидную массу, создает иллюзию цветного витража, обрамленного металлом.

Если Вам понравилась статья, поделитесь в соц сетях. Нам это важно, спасибо

Оставить комментарий